Роль университетов в развитии региональных инновационных экосистем на опыте Университета ИТМО

ЛОБУРЕЦ, консультант Управления организации научных исследований Президиума СО РАН, Новосибирск Основными причинами невосприимчивости российской экономики к высоким технологиям считаются отсутствие средств у предприятий, дорогие кредиты и высокие риски, препятствующие получению кредитов. Такая аргументация не учитывает влияния всей совокупности институциональных ограничений инновационного рынка, механизмы участия науки в процессе производства и реализации инноваций. К ним относятся организации, занимающиеся патентованием, лицензированием, коммерциализацией интеллектуальной собственности, консалтингом, маркетингом инноваций. Так, Оксфордским университетом Великобритания совместно с региональными органами управления создано восемь . В большинстве университетов Великобритании это небольшие службы, организованные, как правило, на основе совместительства ученых-разработчиков. Условия создания и финансирования , принципы взаимодействия этих служб с разработчиками и университетом-учредителем могут различаться. Одни финансируются только за счет средств факультетов университета, другие — в основном за счет привлеченных средств; в одних есть собственные юристы и патентные поверенные, в других — прибегают к услугам специализированных бюро. Но всех их объединяют значительная роль разработчиков, учредительство университета и выполняемая функция:

Информационно-аналитический журнал

Печать На сегодняшний день поддержка инноваций стала пониматься как общая необходимая функция управления, осуществляемая постоянно и направленная на формирование и развитие долгосрочных, трудно копируемых конкурентных преимуществ. Этот подход активно применяется и в сфере регионального развития. Региональный инновационный университет при желании может оказать существенную поддержку органам власти на этом пути.

Мы подчеркиваем, что речь идет не просто об учреждении высшего образования.

Практика Запада: роль университетов . и переподготовка квалифицированных кадров, в том числе менеджеров для малого инновационного бизнеса.

Выявление результатов интеллектуальной деятельности Выявление результатов интеллектуальной деятельности, то есть технических решений способных к правовой охране или имеющих какую-либо коммерческую ценность, осуществляется исходя из полученных результатов научно-исследовательских работ, учитывая информацию патентных и маркетинговых исследований Рис. Основными задачами патентных исследований являются: Основными задачами маркетинговых исследований на данном этапе являются: Критерии, определяющие возможность правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности в качестве объектов интеллектуальной собственности, регламентируются Положениями Гражданского кодекса ГК РФ ч.

Такой выбор охраны оправдан тем, что на ранней стадии проекта недостаточно изучен потенциальный рынок инновационной разработки, часть выявленных РИД нуждаются в доработке. В случае принятия решения о патентовании или государственной регистрации того или иного РИД необходима процедура подготовки и подачи заявки в соответствующее патентное ведомство, экспертиза, оплата пошлин, что является весьма трудоемким и затратным во времени процессом.

Правовая охрана в качестве ноу-хау позволит избежать преждевременного раскрытия информации и потери конкурентного преимущества на ранней стадии инновационного проекта. Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности Рекомендуемые этапы правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности представлены на схеме Рис.

Существует три процедуры международного патентования. Традиционная процедура, предусматривающая подачу заявки непосредственно в то национальное патентное ведомство, на территории которого заявитель заинтересован в получении охранного документа. Такая процедура оправдывает себя в тех случаях, когда заявители заинтересованы в быстрой охране своих изобретений на территории государств, число которых, как правило, не превышает трех-четырех и в которых для заявителя уже определена перспектива реализации патентуемых изобретений.

Региональная процедура, в соответствии с которой зарубежное патентование осуществляется посредством подачи заявки в региональное патентное ведомство. К числу таких региональных договоров относятся Европейская и Евразийская патентные конвенции, а также Соглашение о создании африканской организации интеллектуальной собственности франкоязычные страны и Соглашение о создании африканской региональной организации по охране промышленной собственности англоязычные страны.

На настоящий момент в США функционирует одна из наиболее мощных и самых развитых организационно-правовых инфраструктур поддержки инновационной деятельности, оказывающая комплексное влияние на рост конкурентоспособности национального бизнеса. Главная цель американского государства - это поддержание высокой инновационной активности всей экономики для обеспечения высокой конкурентоспособности американских товаров на национальном и внешнем рынках [4, .

Главное в опыте США заключается в том, что государство активно берет под свою опеку накопленный потенциал фундаментальной науки с целью превращения его в рыночный товар и повышения на этой основе конкурентоспособности национальной экономики [6, .

Опыт создания малых инновационных предприятий с участием БГТУ им. роль играет эффективность инновационной инфраструктуры университета, . гибкое регулирование долей уставного капитала на различных стадиях развития инновационного бизнеса (на начальном этапе доля.

Ядро — это место хранения, воспроизведения и начальной реализации наследственной информации, в нем хроматин с ДНК, РНК, белками и проч. Ядро кластера — это источник креативных активов динамических способностей к инновационной деятельности. Под ним понимается свободный информационный вход знаний, несомый потоками информации извне, от носителей знаний многих кафедр вуза, других университетов. Уровень этих запросов иначе, культура вопрошания есть ни что иное, как уровень текущей научной культуры коллектива ядра микрокластера.

В известной степени по мере движения от ядра генерирующего знания через периферию к оболочке, то есть от кафедры к ИФК как компании, занятой управлением знаниями и далее — к сети компаний малого бизнеса, ассоциированных с ИФК , происходит убывание уровня неявности имплицитности корпоративного знания. Предъявление конечных интеллектуальных продуктов потребителям — субъектам рынка по качеству и темпам превышает качество и темпы их развития.

В противном случае эти продукты не будут востребованы.

Университет ИТМО создает новые инструменты для инновационного развития регионов

Необходимо развитие сети инновационных, прикладных исследовательских организаций, преимущественно междисциплинарного профиля, способных на новом качественном уровне заменить ослабленную на многих направлениях систему отраслевых научно-исследовательских институтов. Такие организации должны обеспечить формирование компетенций и трансфер знаний между промышленными корпорациями, научно-производственными объединениями и академической наукой.

Технологическая модернизация требует и нового качества подготовки специалистов, востребованных предприятиями - лидерами модернизации. Новые кадры должны быть ориентированы на работу с технологиями завтрашнего дня. Их подготовка не может осуществляться без вовлечения преподавателей в передовые исследования, без практики личного участия студентов в таких работах.

малых инновационных предприятий (МИПов) в университете, их инвестициям и доходам. «Роль университетов во всем мире значительно становятся ключевыми бизнес-игроками и генераторами рынков.

Развитие системной инновационной деятельности в регионе во многом зависит от плодотворности взаимовыгодного сотрудничества научно-образовательных организаций и субъектов реальной экономики. Причем данное сотрудничество должно происходить на долгосрочной основе, чтобы повысить эффективность инновационной деятельности. Выгодность такого сотрудничества очевидна для обеих сторон.

В частности, для научно-образовательных учреждений — это возможность апробации существующих разработок, планирования своей научной деятельности, исходя из потребностей рынка, прохождения студентами необходимой практики для закрепления и развития своих компетенций и пр. Для предприятия — это возможность получать на долгосрочной основе более дешевые и адаптированные инновации, бесплатно осуществлять комплексный анализ инновационной составляющей своей деятельности, подбирать себе необходимых будущих специалистов.

Одним из ведущих научно-образовательных учреждений Республики Мордовия, и к тому же самым крупным, является Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. В связи с этим считаем целесообразным рассмотреть вклад именно этого вуза в развитие инновационной деятельности в регионе.

Государственное управление Российской Федерации: вызовы и перспективы

Красноярск , доктор экономических наук магистрант кафедры организации и управления наукоемкими производствами Сибирского государственного аэрокосмического университета им. Красноярск Развитие и стимулирование инновационной деятельности высших учебных заведений В статье показана роль высшей школы в инновационном развитии экономики.

Определены задачи, направления инновационной деятельности вуза и формирование вузовской инновационной инфраструктуры, раскрыты особенности создания малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях. Названы основные проблемы мешающие развитию инновационной деятельности вуза Ключевые слова: Решение этой задачи, в первую очередь, определяется развитием научно-исследовательской и инновационной деятельности в сфере высшего профессионального образования.

обсуждали участники секции «Новая социальная роль университетов в региональном развитии» в тяжения малых инновационных предприятий, как центр сосредоточия основного человеческого капитала. Сейчас город входит в первые строчки всевозможных рейтингов по оценке бизнес-среды.

Создание малых инновационных предприятий в вузе. Юридические основы создания малых инновационных предприятий в вузе. Когда и почему целесообразно создавать МИП с участием вуза. Поддержка инноваций в России и Санкт-Петербурге. Общая ситуация в инновационной сфере России. Инициативы государства по поддержке инновационной деятельности на федеральном и региональном уровнях. Существующие программы и источники поддержки инновационных проектов. Сфера научных и академических интересов: Основные понятия инновационного менеджмента: Развитие взглядов на инновацию.

Понятие и сущность инновационного проекта.

12-Тройная спираль инновационного развития

Обосновывается данное утверждение тем, что при стремительно растущей конкуренции и при трансформации национальной экономики вузы выступают в качестве высокоэффективного ресурса развития региона. , . На сегодняшний день основная стратегическая позиция России — это переход к инновационному пути развития. Инновационная система региона — это совокупность взаимосвязанных элементов, а именно объектов инновационной деятельности, которые в процессе осуществления своей деятельности активно взаимодействуют между собой, формируя единое инновационное поле.

Объектами инновационной деятельности могут выступать малые инновационные предприятия, научно-исследовательские институты, технопарки, технополисы, высшие учебные заведения, промышленные предприятия и прочее [1]. Система высшего образования — это часть экономики, оперативно реагирующая на ее структурные изменения.

государственного университета имени Алексея Григорьевича и Николая только инновации в сфере малого бизнеса, но и инновации в прогрессивную роль в период научно – технической революции после второй мировой.

Однако, по итогам года, согласно выводам специального Центра исследований и статистики науки Минобразования РФ, довольно часто МИПы при вузах созданы для галочки. Одним из последних событий в этой сфере стало подписание 1 марта Президентом РФ Дмитрием Медведевым закона, по которому малые и средние предприятия, созданные при вузах или научных учреждениях, могут получить госимущество, закрепленное за этими организациями, в аренду без конкурса и аукциона.

Помогут ли предпринятые президентом и правительством шаги установить благоприятный МИП-климат для вузов? С какими еще проблемами сталкиваются вузы непосредственно на практике? На несколько вопросов по данной теме было предложено ответить представителям российских университетов — проректорам по науке и научной работе, инновациям. Достаточно ли, на ваш взгляд, происходящих изменений в законодательстве, для того чтобы помочь активизировать процесс реальной работы малых инновационных предприятий?

Что еще необходимо предпринять на каком-либо уровне? Какие проблемы в организации МИП вы бы отметили как самые сложные и актуальные? Что необходимо для повышения эффективности практической деятельности МИП при вузах?

Роль университетских комплексов в региональной инновационной системе

Анализ данных показывает, что во многих случаях вузы создают МИП не для реализации реальных разработок, а для улучшения своих показателей, повышения статуса, получения доступа к государственным программам и грантам. В результате к концу года большая часть вузовских МИП существовала на бумаге или находилась в стадии ликвидации. Анализ базы данных ЦСИН показывает, что наиболее активны количественно в создании МИП слабые вузы с неразвитой инновационной инфраструктурой.

Так, в сибирском федеральном округе лидеры по созданию МИП:

Пертая М.В.//Universum: Вестник Герценовского университета, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных вопросы привлечения инвестиций, бизнес-планирования, продаж.

В статье приводится анализ различных методов оценки инновационной среды университета, рассмотрены основные недостатки существующих систем оценки и предложены рекомендации по их совершенствованию с учетом ориентации на региональные целевые индикаторы в области реализации инновационной стратегии в регионе. Инновации в современном обществе по праву рассматриваются как ключевой фактор построения экономики, основанной на знаниях.

Последние десять лет предпринимаются достаточно интенсивные усилия по созданию разнообразных организационных структур, деятельность которых была бы ориентирована на поддержку и развертывание инноваций в вузах страны. Современная экономика, остро нуждающаяся в дополнительных источниках роста, резервах, способных вывести ее на инновационный путь стабильного и долгосрочного развития, предъявляет качественно новые требования к существующим образовательным структурам. Растущая потребность в новых идеях, способности довести идеи и разработки до стадии готового изделия или продукции требует изменения подхода к позиционированию и роли высших учебных заведениях в регионах.

Современный университет сегодня становится не просто учебным заведением, местом сосредоточения научных разработок и фундаментальных знаний, а играет роль важнейшего субъекта, определяющего темпы развития, структуру и процессы формирования инновационного рыночного поля. Вузы могут быть не только частью создаваемых в регионах инновационных экосистем — у них есть все возможности для того, чтобы стать интегрирующим звеном в такой системе.

Существующие методики оценки деятельности университетов в плане их инновационной составляющей имеют достаточное количество недостатков и направлены главным образом на оценку инновационного потенциала университета, то есть его возможностей в области генерации инноваций и коммерциализации технологий. Но как показывает практика, наличие возможностей не означает их дальнейшей полной и успешной реализацией, поэтому необходимо переходить от оценки возможностей к оценке результатов, то есть уровня созданной инновационной среды, ее влияние как на сам университет, так и на экономику всего региона в целом.

Для совершенствования методики оценки уровня инновационной среды университета необходимо изучить и выделить основные недостатки в существующих системах оценок уровня инновационной деятельности высших учебных заведений. Определение рейтингового функционала происходит на базе анализа следующих интегральных факторов: Интегральная оценка уровня преподавания 3 критерия , степени международной интеграции 4 критериев , ресурсной обеспеченности вуза 4 критерия и степени востребованности абитуриентами 3 критерия.

Ваш -адрес н.

Технопарк должен быть явлением региональным. Его деятельность должен ощущать целый регион или город. А это значит, что технопарк должен быть детищем ряда субъектов, а не только одного университета или научного центра, от которых, в первую очередь, зависит социально-экономическое и технологическое развитие региона.

Аннотация: Юридические основы создания малых инновационных а также о ключевой роли современного университета исследовательского и.

Мониторинг и оценка эффективности проводились по трем основным группам показателей. Первая группа позволяет оценить инновационно-предпринимательскую среду университета, в том числе, количество команд-резидентов бизнес-инкубаторов, наличие программ инновационно-предпринимательской направленности. Вторая группа относится к трансферу технологий: Третья группа оценивает влияние университета на внешнюю среду, в частности, созданные в МИПах рабочие места, участие в регионально-экономических кластерах.

Мониторинг показал, что инновационно-предпринимательская среда в университетах достаточно активно формируется. Ее развитие является одним из стратегических приоритетов деятельности университетов и пользуется политической поддержкой на уровне руководства, что с большой вероятностью станет залогом будущего роста. Из трех групп показателей наиболее слабые результаты продемонстрировал блок трансфера технологий.

На текущий момент итоги интеллектуальной деятельности университетов за редкими исключениями не коммерциализуются, созданные МИПы пока что не приносят прибыли университетам. Технологический трансфер представлен, в основном, внебюджетными научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами НИОКР , инжиниринговыми услугами по заказу внешних компаний. С другой стороны, университеты начинают играть возрастающую роль в социально-экономической жизни региона, хотя пока и недостаточно активно участвуют в работе региональных экономических кластеров.

Создание новых рабочих мест за счет развития малых инновационных предприятий с долей университета находится на начальном уровне, в большинстве случаев составляя несколько десятков ставок, а у лидеров достигая рабочих мест. Работа МИПов университетов существенно активизировалась за последние годы.

Внедрение инноваций

Узнай, как дерьмо в"мозгах" мешает тебе больше зарабатывать, и что можно сделать, чтобы ликвидировать его навсегда. Нажми здесь чтобы прочитать!